НА НОВОЙ ВОЛНЕ

Почему сегодня рефит яхт стал пользоваться особым спросом, рассказывает Алексей Горский, CEO компании Premium Yachts

Компания Premium Yachts была основана в 2003 году. Она была первой российской компанией в яхтенной сфере, вышедшей на европейский рынок с офисом на Лазурном берегу. После 2008 года Premium Yachts стала активно осваивать нишу менеджмента яхт, а также предлагать клиентам брокеражные яхты в том числе с целью последующих рефитов, и сегодня она является опытным игроком в области рефита. При этом организация рефитных работ – это составная часть предоставляемой клиентам Premium Yachts операционного и технического сервиса по «менеджменту яхт». А полученный опыт способствует эффективной работе при постройке новых яхт, чем уже много лет занимается коллектив компании Premium Yachts.

Почему люди покупают брокеражные яхты и делают рефит? Может быть, проще стать владельцем новой яхты?

Алексей Горский | Действительно, долгое время россияне ориентировались на покупку новых лодок, именно это считалось престижным, статусным. Волна рефита же началась более 10 лет назад, сразу после кризиса 2008 года, когда произошла кардинальная переоценка ценностей и надо было учиться считать деньги. Многим яхтовладельцам пришлось инвестировать в спасение своих бизнесов, а не гнаться за новыми яхтами. Строительство лодок более 30 м приостановило рост, а брокеражные продажи тогда резко пошли вверх в условиях хорошего для покупателя рынка – появилось много так называемых лизинговых / «банковских» лодок. Часть судовладельцев предпочли сделать рефит имеющимся у них яхтам, нежели поменять на новые, как было принято до 2008 года, и постепенно поняли, как это здорово. Десятые годы дали индустрии рефита сильнейшее ускорение.

Рефит – это как ремонт в квартире: можно ограничиться «косметикой», а можно провести полную реновацию?

А.Г. | Совершенно верно. Если вы владеете лодкой более 24 «паспортных» (регистровых) метров, то каждые пять лет по правилам Класса (судоходного Регистра) требуется провести «расширенный техосмотр и техобслуживание» – сюрвей, и тут приходит как раз время сравнительно «мягкого» рефита. Зачастую это может быть даже замена валов, ну и непременно прочий технический ремонт и обновление части оборудования. Заодно у многих клиентов возникает желание обновить и дизайн – скажем, поменять ковры, провести косметические работы по салону и каютам в тех местах, которые устаревают и изнашиваются быстрее всего. Глубокий же рефит нужен, по моему опыту, когда лодка достигает десяти лет. И тогда уже в перечень работ может войти замена окон, дверей, гидравлических механизмов, модернизация системы навигации и прочее, прочее, прочее...

На чем можно сэкономить во время рефита, а на чем нельзя?

А.Г. | Сэкономить можно, например, на полной замене мебели. Вместо покупки новых предметов разумнее, скажем, перетянуть мягкую мебель или обновить мебель реновацией дверц шкафов без их замены. А вот на техническом ремонте, на механизмах экономить ни в коем случае не стоит, да и не получится зачастую: часть работ назначается инспектором Класса (Регистра). Сэкономите сегодня – заплатите двойную цену спустя год-два. Иногда кажется, что с технической стороны с яхтой все в порядке, но нередко владельцы сталкиваются со скрытыми дефектами, которые обязан заранее выявлять штатный профессиональный инженер.

Но не у всех же есть штатный инженер в команде…

А.Г. | Если яхта более 24 регистровых метров, то инженер должен быть обязательно в штате, в соответствии с регламентами флагов первой категории. Вопрос в другом – найти действительно хорошего инженера чаще всего сложнее, чем хорошего капитана.

А как найти хорошую верфь для рефита? Насколько это сложно?

А.Г. | Подготовку к рефиту рекомендуется начинать примерно за полгода-год до его старта. Этого времени как раз хватает на тщательную проработку плана рефитных работ с последующим проведением в спокойном режиме тендера между потенциальными исполнителями – это, пожалуй, самый ответственный участок нашей работы, который требует привлечения профильных специалистов в том числе. Ну а ставить лодку на верфь лучше всего сразу же по окончании сезона. И не затягивать с этим, иначе стоимость работ и запчасти, скорее всего, выйдут дороже, да и мест хороших на верфях может не остаться – и придется выбирать из того, что осталось... На сам рефит в среднем обычно уходит от 6 до 8 месяцев.

По-настоящему проверенных верфей не так уж много. В первую очередь это, конечно, итальянские верфи, расположенные от Савоны до Триеста (мы со многими из них сотрудничаем). Там разместились и старейшие компании, и новички, но тоже достойные. Так, пару лет назад в игру вступила верфь Rossini, специализирующаяся именно на рефитах и расположенная на Адриатике. Из самых уважаемых «старых» верфей могу назвать Amico & Co в Генуе, верфи холдинга Palumbo, а также широко известный среди российских клиентов Lusben. Все эти компании подходят для комплексных рефитов. Ну а многие мегаяхты обслуживают на юге Франции и в Испании, в районе Барселоны. В последнее время по уровню рефита и объему предлагаемого сервиса стала подтягиваться Восточная Европа: Хорватия, Черногория. Есть и свежий тренд – Турция. Все больше судовладельцев выбирают для рефита турецкие верфи. Одна из причин выбора Турции состоит в том, что, когда вы из Европы отправляетесь в Турцию, это позволяет яхте сделать «выход» из Еврозоны. (Согласно правилам ЕС, яхта с невыплаченным европейским НДС обязана раз в 18 месяцев покидать Евросоюз. – Прим. ред.). Так вот, если вам в любом случае необходимо пересечь границу / покинуть на время ЕС, почему бы не сделать заодно и рефит? Очень удобно.

Какие примеры удачного рефита вы могли бы привести?

А.Г. | Среди знаковых рефитов я бы назвал переделку яхты Polar Star, выпущенной на верфи Lurssen в 2005 году и удостоившейся приза World’s Superyacht Award finalist за лучший дизайн после проведенного в 2016 году рефита. На самом деле, я очень рад, что сегодня российские клиенты начали понимать, что новое далеко не всегда лучше старого, – этот подход вписывается в культуру «ответственного» потребления. А удовлетворение от владения яхтой с грамотно проведенным рефитом ничуть не меньше, чем от яхты свежепостроенной. И мы в нашей компании стараемся сделать так, чтобы это удовлетворение было полным!

  Алексей Горский, CEO компании Premium Yachts

 

Опубликовано в журнале "Ведомости. Как потратить" 25 апреля 2021 г.

Текст: Инна Осиновская, Анастасия Юшкова

Остались вопросы?