X4⁹E. Встречайте первую яхту с электродвигателем

Автомобильная промышленность уже далеко продвинулась в переходе на экологически чистую электроэнергию. Яхтенная же индустрия только начинает наверстывать упущенное. В силу ряда проблем это заняло много времени, но уже сейчас доступны и технологии и серийное оборудование, позволяющие спроектировать и воплотить надежный электропривод для относительно небольших яхт.  «Конечно, X-Yachts не первопроходцы в этой области и мы предпочли подождать, пока технологии и знания в этой области «дозреют»», — говорит Крэйн Нильсен, генеральный директор X-Yachts. «И я очень рад сообщить, что наконец-то пришло время представить первую X-Yacht с электрическим двигателем».

X4⁹E — это специально адаптированная версия существующего X4⁹Е

«Мы работали в тесном сотрудничестве с заказчиком корпуса номер один», — говорит Джон Морсинг, технический менеджер верфи. «Подобрать правильную модель для нашей первой лодки с электрическим двигателем было крайне важно. Заказчик хорошо знает наши лодки и страстно любит яхтинг. Но, конечно, предпочитает шум ветра, а не вибрации и рычание дизельного двигателя. Также у него есть план использовать лодку в офшорных переходах, что накладывает более высокие требования ко всем системам яхты. Помимо замены ДВС на электродвигатели и АКБ, на лодке были модернизированы оснастка, электроника и т. д. Мы выбрали гибридную систему для этой лодки. Это значит, что пришлось установить вспомогательный дизельный генератор, который сможет подстраховать в ситуациях, когда емкости АКБ не хватает», — говорит Джон Морсинг.

Агрегаты для нового X4⁹E поставила финская компания Oceanvolt, один из мировых лидеров в области электрических силовых установок для яхт.

«Oceanvolt всегда был нашим близким и надежным партнером, — говорит Джон Морсинг.  Лодка не маленькая, 49 футов и весит 12 тонн. Поэтому на ней мы установили два двигателя Oceanvolt ServoProp SD10 по 10 кВт каждый. Они работают от 48 В и установлены с каждой стороны традиционного моторного отсека под койками в задней части салона. Бывшее моторное отделение стало техническим отсеком, в котором разместились «банк» АКБ, зарядное устройство/инвертор, контроллеры и так далее. Решение с двумя двигателями служит двум целям: увеличение мощности и повышение безопасности за счет дублирования систем.

Банк АКБ общей мощностью 28,8 кВт состоит из литиевых батарей LifePo4, которые имеют значительно более высокий запас емкости и мощности, чем традиционные свинцовые батареи. Дальность хода на чистой электроэнергии во многом зависит от скорости лодки, ветра и состояния моря, но по самым скромным оценкам в условиях штиля она составляет 22,7 морских мили при скорости 5 узлов. При необходимости увеличить запас хода поможет дизель-генератор (Fischer Panda мощностью 11 кВт). Он способен обеспечить работу электродвигателей до тех пор, пока на борту есть дизельное топливо.

Одним из основных преимуществ установленной на Х4.9Е гибридной системы является регенерация энергии. При работе электродвигателей гребные винты преобразуют электроэнергию в движение.  Но во время похода только под парусами электрическая силовая установка может генерировать энергию от винтов, вращающихся от набегающего водного потока. Гребные винты и электромоторы X4⁹E превращаются в «гидрогенераторы» и могут вырабатывать электроэнергию до 3,5 кВт. Это означает, что плавание в течение примерно восьми часов при 8 узлах зарядит аккумуляторы от нуля до 100%. И в качестве примечания: этот «полный бак» на 100% экологически чистый и бесплатный!

Остались вопросы?