Круиз на моторной или парусной яхте – это увлекательное приключение. Только здесь можно почувствовать настоящий вкус свободы, познать мир яхтинга во всем его великолепии. Однако не стоит забывать о существовании судового этикета. Это свод правил и традиций, который сформировался за долгие годы существования яхтенного спорта. Эти своеобразные правила этикета претерпели некоторые изменения, но основные пункты остаются неизменными по сей день. Именно о них пойдет речь в этой статье.
В первую очередь нужно помнить о том, что даже самая современная яхта является транспортным средством повышенной опасности. Морская стихия непредсказуема, и внезапно испортившаяся погода может внести серьезные коррективы в Ваше плавание. Чтобы круиз или парусная регата прошли успешно, все участники должны придерживаться определенных правил поведения на яхте.
Многие путают понятия судовладелец и капитан. В первом случае это человек, который купил яхту и является ее непосредственным владельцем. Капитан – это должностное лицо, стоящее во главе команды судна. Он обладает внушительным опытом судовождения и несет ответственность за все, что происходит на яхте. Капитан – не часть обслуживающего персонала, поэтому его слово на борту судна – закон. Инструкции должны выполняться быстро и максимально точно, претензии можно озвучить после того, как Вы сошли на берег.
Капитан вправе списать члена экипажа на берег в следующих случаях:
Такие жесткие правила объясняются высокой степенью ответственности капитана за всех, кто находится на борту судна. Если с кем-то случится несчастный случай, виноват в случившемся будет капитан. Поэтому нужно с пониманием относиться к его инструкциям.
На яхте есть множество предметов и устройств, необходимых для управления судном – пеленгаторы, бинокли, ручки от лебедок, радиостанции. Все они довольно хрупкие, поэтому требуют бережного обращения. Если Вы не знаете назначения того или иного прибора, не стоит брать его без разрешения шкипера.
Все, чем Вы пользовались, нужно обязательно класть на место. Ни в коем случае нельзя оставлять вещи на палубе без присмотра – даже небольшой наклон судна приведет к тому, что вещь упадет за борт.
В открытом море чистая пресная вода – самая главная ценность. Даже самый большой запас воды на яхте ограничен, поэтому ее нужно расходовать экономно.
Во время круиза или регаты нужно неукоснительно соблюдать правила техники безопасности. Например, при работе на камбузе следует внимательно следить за состоянием горелок и других потенциально опасных предметов. По статистике, больше половины всех травм, получаемых во время регат или круизов – ожоги, полученные во время приготовления пищи.
Во время швартовки или в сложных погодных условиях нужно проявлять максимальную собранность. Ни в коем случае нельзя загораживать обзор шкиперу, давать советы и рекомендации касаемо управления яхтой.
Самое главное правило в море – прежде чем что-то сделать, надо подумать, не навредят ли Ваши действия остальным членам экипажа или другим яхтсменам.
Быть яхтсменом – значит соблюдать правила поведения, уважать друг друга и бережно относиться к судовому имуществу. Только в этом случае отдых на своей или арендованной яхте принесет исключительно позитивные эмоции и станет запоминающимся событием!