Швартовка лагом – что нужно знать

 

Большинство моторных и парусных яхт совершают круизы вдоль прибрежной полосы. Чтобы увидеть местные достопримечательности или пообедать в ресторане, судно нужно пришвартовать в марине. Чаще всего практикуется швартовка лагом (бортом) к причалу. При этом борт может быть как левым, так и правым. Выполнение маневра швартовки требует определенных навыков. Чтобы судно не столкнулось с причалом, нужно правильно рассчитать скорость, учесть метеорологические условия и наличие другого плавучего транспорта в непосредственной близости от Вас.

Самая распространенная ошибка во время швартовки лагом – запоздалое торможение. Дело в том, что после сброса скорости судно еще некоторое время движется по инерции, что зачастую грозит столкновением. Опытные яхтсмены советуют сбрасывать скорость заранее. В идеале яхта должна встать на такой курс, чтобы его плоскость составляла 10-35° по отношению к линии причала. Нос судна при этом должен указывать на предполагаемое место швартовки.

Что делать, если Вы все же опоздали со сбросом скорости? Как правило, сила инерции понесет яхту слишком быстро, вероятность столкновения с причалом крайне велика. Чтобы этого не случилось, можно слегка притормозить ход судна. Тормозить нужно плавно и аккуратно, иначе яхта может стать совершенно неуправляемой.

Последовательность действий

Швартовка яхты лагом – ответственный процесс, требующий предельной сосредоточенности шкипера. Процесс можно разделить на несколько этапов.

  1. На подходе к причалу двигатель переводится на задний ход. При этом расстояния между яхтой и причалом должно быть достаточно, чтобы погасить инерцию.
  2. Если наблюдается сильная инерция, ход нужно увеличить до «среднего назад». Если маневр выполнен верно, судно встанет параллельно причалу.
  3. Убедившись в правильности маневра, можно подавать с кормы и бака бросательные концы.
  4. После подачи яхту поджимают к причалу и закрепляют.

Крайне осторожно нужно подавать швартовы, которые находятся на корме. Если они упадут в воду, то есть риск намотки на винт. Если судно большое, после подачи основных швартовых могут быть поданы дополнительные.

Как уберечь корпус яхты от царапин

Чтобы борт судна не пострадал в момент соприкосновения с причалом, за борт выпускают специальные кранцы. Если Вы швартуетесь правым бортом, нужно следить, чтобы нос судна был направлен под острым углом по отношению к причалу. Сближение должно происходить на самом малом ходу. Также нужно следить за струей воды из-под винта, так как она может отодвинуть корму и судно врежется носом в причал. Чтобы обеспечить безопасность судна на всем протяжении стоянки в порту, нужно регулярно проверять состояние швартовых и своевременно потравливать их.

Яхтинг становится все популярнее, и количество частных судов в популярных акваториях и маринах неуклонно растет. Умение грамотно швартоваться лагом входит в базовый перечень умений шкипера, но отточить свои навыки можно лишь на практике. Соблюдая простые правила швартовки, можно уберечь свое или арендованное судно от повреждений и избежать расходов, связанных с порчей чужого имущества.

 

Остались вопросы?