Самые экстремальные регаты мира

 

В мире ежегодно проводятся тысячи парусных регат – точно сказать нельзя, поскольку абсолютно везде людям с лодками рано или поздно приходит в голову мысль померяться скоростью с «коллегами», вне зависимости от опыта, типа и размера яхты. Но есть несколько больших регат, с победой в которых не сравнится даже пьедестал «Формулы-1». Конечно, любителям туда не попасть: не все профессионалы доходят до финиша, но накал борьбы – с соперниками, океаном и собой – тянет на сценарий голливудского фильма.

Volvo Ocean Race

Больше всего эта гонка на яхтах, проходящая с 1973 года, известна под таким именем, хотя до 2001-го называлась Whitbread Round the World Race, а с 2019 года именуется просто The Ocean Race. Это кругосветная регата для команд из 10 человек, разделенная на 9-11 этапов, а во время остановок, на радость многотысячным толпам зрителей, проходят портовые гонки. Протяженность дистанции варьировалась, но в гонке 2017/18 составила рекордные 46 000 морских миль. Поэтому кругосветка на яхте The Ocean Race по праву считается самым длинным спортивным мероприятием мира: от старта до финиша проходят долгие месяцы. При этом профессионализм команд таков, что разрыв на финише может составлять минуты.

На подготовку и участие у яхтсменов уходят годы, а на победу ‒ порой десятилетия. Участник первой регаты на яхтах Whitbread Round the World Race сэр Питер Блейк шел к победе 17 лет, а Боуи Беккинг в общей сложности гонялся в этой регате 30 лет! Огромная часть маршрута проходит по самым сложным акваториям планеты – «ревущим сороковым» широтам Южного полушария. Наряду с экстремальными нагрузками на палубе, командам месяцами приходится жить в спартанских условиях: есть сублимированную еду и обходиться минимумом вещей. Зато, как говорят, после этой гонки вы посмотрите на обычную жизнь совершенно другими глазами.

America’s Cup

Самое гламурное соревнование на яхтах является одновременно самым старым спортивным состязанием: проводится с 1851 года. Тогда среди офицеров британского флота решили организовать парусную регату вокруг острова Уайт, а чтобы доказать первенство Британии, в мероприятии разрешили участвовать заокеанским гостям – представителям Нью-Йоркского яхт-клуба. Они пришли на яхте «Америка» и, к изумлению принимающей стороны, разгромили британцев в пух и прах. По легенде, именно поэтому кубок парусной регаты, получивший свое название в честь яхты-победительницы, сделан без дна: королева Виктория не хотела, чтобы бывшие подданные пили из него за победу. Попытки отвоевать кубок обратно успехов не принесли – британцы так никогда его не заполучили. Лишь через 132 года отнять его у американцев удалось австралийцам, а затем новозеландцам и швейцарцам.

Здесь командам не приходится страдать от спартанских условий, как в The Ocean Race: America’s Cup – прибрежные матчевые гонки парусных яхт. Но одновременно это самое технически сложное соревнование мира, проходящее на «летающих» катамаранах класса ACC, способных развивать скорость до 45 узлов (почти 90 км/ч) благодаря подводным крыльям и жесткому аэродинамическому крылу в качестве паруса. За 170 лет существования Кубка за обладание им боролись богатейшие люди планеты, а сегодня бюджеты команд в America’s Cup исчисляются сотнями миллионов.

Vendee Globe

Это состязание яхт часто называют «Эверестом парусного спорта»: кругосветная регата для яхтсменов-одиночек без остановок и посторонней помощи на однотипных яхтах для кругосветного путешествия класса Open 60. Проходит раз в четыре года, начинаясь в ноябре, когда в Южном полушарии наступает лето, что позволяет хоть сколько-нибудь снизить риски для участников. По-настоящему королевская регата традиционно стартует во французском городе Ле-Сабль-Д’Олонн, далее через Атлантику на юг, огибая три мыса: Доброй Надежды (ЮАР), Люин (Западная Австралия) и мыс Горн на оконечности Южной Америки, ‒ и вновь возвращается во Францию.

Главная сложность для яхтсменов заключается в том, что помощи ждать неоткуда и все приходится делать самому: управлять яхтой, заниматься навигацией, чинить поломки, при этом еще как-то нужно есть, а главное – спать. Тем не менее число желающих испытать себя на прочность с каждой гонкой только увеличивается: если в первой парусной регате 1989-1990 года приняло участие 13 яхт, то в 2020/21 – 33. Рекорд прохождения дистанции был поставлен в регате 2016/17 года, когда француз Армель ле Кле обошел вокруг света за 74 дня 3 часа и 35 минут.

 

 

 



Остались вопросы?